Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 
Васильченко Д. А.
Психологические особенности проведения ОРМ «Опрос» в отношении иностранных гражданПсихопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 1(48). Стр. 22-25.
 

Происходящие в России кардинальные политические и экономические реформы привели к глубоким изменениям всех сторон жизнедеятельности государства и общества. В частности, вхождение нашего государства на европейский рынок товаров и услуг, несомненно, влечет за собой более значительный приток иностранных граждан. По оценкам Федеральной миграционной службы, в настоящее время, с учетом нелегальной миграции, на территории России проживают до 15 млн иностранных граждан [1]. Миграция, по мнению В. В. Собольникова, становится неотъемлемой характеристикой российского общества, органичной частью его экономики. Пребывание мигрантов часто оказывает негативное воздействие на криминогенную обстановку и создает реальную угрозу государственной и региональной безопасности России [2].

В свою очередь, деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел (далее — ОВД), осуществляющих борьбу с преступностью иностранных граждан, согласно Обзору о состоянии борьбы с преступностью иностранных граждан в 2008 г., не адекватна происходящим процессам: «Сотрудники уголовного розыска фактически не отслеживают миграционные потоки и каналы нелегальной миграции иностранных граждан, значительная часть которых, незаконно находясь на территории Российской Федерации, занимаются преступной деятельностью, а в условиях сокращения рабочих мест их число только увеличивается» [3].

Обобщение опыта борьбы с иностранной преступностью показывает, что одной из основных проблем, с которой сталкиваются оперативные сотрудники ОВД, осуществляющие борьбу с противоправными деяниями иностранных граждан, можно считать установление психологического контакта с данной категорией лиц при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). Так, проведение опроса требует использования особых знаний в области психологии и других социальных наук.

Опрос является одним из наиболее распространенных ОРМ, применяемых для решения большинства задач в борьбе с преступностью. Это, по мнению А. К. Семенова, объясняется прежде всего тем, что «Опрос» относительно прост, доступен и к тому же позволяет достичь значительных результатов в борьбе с преступностью, с минимальной затратой сил и средств [4]. Кроме того, как считает Е. А. Погонина, уникальность этого ОРМ состоит в том, что его элементы применяются при проведении других оперативно-розыскных мероприятий [5].

Анализ работы оперативных подразделений ОВД, осуществляющих борьбу с преступностью иностранных граждан, а также опрос сотрудников, проходящих службу в данных подразделениях, выявил ряд черт, которые необходимо учитывать при проведении данного ОРМ, а также других мероприятий, используемых в борьбе с противоправными деяниями, совершаемыми иностранцами. Как показал анализ динамики преступности на исследуемой нами территории, наибольшее количество противоправных деяний совершается представителями государств Китая, Кореи, Вьетнама, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана и Киргизии [6].

Несмотря на то, что оперативно-розыскное мероприятие «Опрос» является единым, целенаправленным мероприятием, процедуру его проведения, по нашему мнению, необходимо рассмотреть в процессе изучения определенных этапов, что обусловлено специфическими признаками лиц названной категории. На наш взгляд, к таким этапам следует отнести: подготовку к опросу; непосредственно опрос; подведение итогов опроса. Рассмотрим их последовательно.

1. При подготовке к опросу оперуполномоченный должен иметь в виду, что иностранные граждане имеют ряд важных особенностей, которые зависят, по нашему мнению, прежде всего, от возраста опрашиваемого. Иностранного гражданина пожилого возраста отличают изощренность ума, быстрота мышления, сообразительность, логика, хитрость, а также склонность к «пустым рассуждениям». Для лиц молодого возраста характерным является невысокий общеобразовательный уровень, прямолинейность мышления, слабое понимание происходящих социально-политических процессов и др. Следует также учитывать менталитет объекта опроса. Если это китайцы, корейцы или вьетнамцы, то они ценят, когда незнакомые люди откровенны и ведут себя с ними в известной степени доверительно, говорят неспеша и негромко. Для многих из них характерна способность дотошно и скрупулезно анализировать тот или иной вопрос, рассматривая его со всех точек зрения [7]. Наиболее важные проблемы они предпочитают обсуждать в самом конце беседы. Среди них считается дурным тоном излишняя спешка при проведении каких-либо действий, даже в том случае, когда выполнение их не требует больших усилий.

По нашему мнению, необходимо помнить также, что китайцы являются представителями моноэтнической религии — конфуцианства, которая предписывает сдерживать и подавлять, особенно при посторонних, свои чувства, сковывать их под маской холодного спокойствия или вежливой улыбки [8].

При подготовке к опросу корейцев и вьетнамцев, которые в большинстве случаев исповедуют буддизм, необходимо знать, что данные лица большое значение придают первому впечатлению, произведенному собеседником. В связи с этим установление на первоначальной стадии психологического контакта, по нашему мнению, может сыграть положительную роль на протяжении всей беседы. Вследствие этого не следует проявлять и демонстрировать негативное отношение к опрашиваемому. Такое поведение, по мнению П. И. Гнатенко, приводит к тому, что эти лица замыкаются в себе [9]. В последующем установить психологический контакт, а тем более получить от них какую-либо информацию, практически неосуществимо — они, скорее, пойдут общаться с другим оперативным сотрудником.

В случае если объектами опроса являются граждане Казахстана, Азербайджана, Таджикистана или Киргизии, по нашему мнению, необходимо помнить, что ислам в данных государствах пронизывает все сферы жизни общества, на нем основываются концепции развития названных государств. Иноверцы и атеисты являются для них «неверными» и в силу этого не заслуживают уважительного отношения [10]. В таких случаях оперативный сотрудник не должен афишировать атеистическую позицию, поскольку, как показало интервьюирование оперуполномоченных, христианин вызывает меньшую антипатию, чем лицо, не придерживающееся какой-либо веры [11]. Данные лица редко предпринимают что-либо по своей инициативе, если это не сулит им выгоды, поэтому следует анализировать причины, побудившие их идти на предоставление информации. При этом в большинстве случаев они не выдерживают больших психологических нагрузок, в связи с чем длительное пребывание их в нашей стране, связанное с интенсивной учебой или работой, переносится ими с трудом (жалуются на условия быта, учебы, работы и др.). Граждане данных государств с легкостью дают любые обещания. Как показало интервьюирование оперативных сотрудников, они могут пообещать все, особенно, если чувствуют, что после этого их оставят в покое. Многие из них считают, что лучше «дать слово», а потом под благовидным предлогом не исполнить обещание, чем прямо отказаться от дачи объяснения. Учитывая это, желательно всегда конкретизировать данное ими обещание, уточнять, как именно, когда и где оно будет выполнено.

2. При непосредственном проведении ОРМ «Опрос» из всех национальных черт, присущих лицам названных категорий и сказывающихся на эффективности установления с ними психологического контакта, мы выделим лишь те, которые препятствуют успешному развитию данного процесса.

Так, наиболее эффективным способом расположения к себе представителя китайской или вьетнамской национальности, по мнению 78,1% опрошенных, является вручение ему небольшого подарка. Результаты опроса подтверждаются и выводами исследования, проведенного В. Д. Ларичевым и Б. В. Бориным. По их мнению, данный способ является наиболее действенным, так как получение подарков стало одной из специфических черт этнической психологии [12].

Процедура вручения подарка должна быть тщательно продумана и подготовлена, при этом причина вручения должна быть доступно разъяснена объекту. Например, можно подарить ему ручку, ежедневник и т. п. в память о знакомстве c оперативным сотрудником и др.

При общении с представителем Китая, Вьетнама или Кореи важно проявлять уважение к собеседнику. Распространенное мнение сотрудников ОВД о том, что иностранцы не акцентируют на этом внимания, как показало интервьюирование оперуполномоченных, специализирующихся на борьбе с преступлениями иностранных граждан, является ошибочным. В вопросах субординации представители данных государств особенно щепетильны. Например, в корейском языке существует пять степеней вежливости. Неправильное применение той или иной степени расценивается корейцами как намеренное желание унизить или оскорбить [13]. В русском языке две ступени вежливости («ты» и «вы»), и оперуполномоченному, по нашему мнению, необходимо предпочесть самую высокую, что сразу продемонстрирует проявление уважения как непременного условия установления психологического контакта с собеседником.

Нужно дать понять представителю одного из перечисленных этносов, что он обладает наиболее важными сведениями и без его содействия правильное решение по какому-либо делу принять будет проблематично. Вместе с тем нельзя быть навязчивым и усиленно убеждать в обоюдной выгоде предоставления имеющихся сведений. Например, вьетнамец должен сам принять такое решение (рассказывать о том или ином факте, или нет), иначе он сразу заподозрит оперативного сотрудника в обмане.

Нецелесообразно также слишком настойчиво «вытягивать» из данных лиц детали биографии, хотя в разумных пределах это, по нашему мнению, необходимо. Немаловажное значение при установлении психологического контакта имеет и правильный выбор тем для разговора. В частности, как показал опрос оперативных сотрудников, китайцам весьма импонирует спортивная тема, так как на их родине в 2009 г. проводились олимпийские игры, где китайские спортсмены достигли серьезных успехов; корейцам интересной будет тема из военной области и т. д.

В период непосредственного опроса мусульман необходима тактичность. Указание на допущенные ошибки при беседе, по мнению Т. Г. Стефаненко, «должно носить характер дружеского совета, рекомендации, но не быть прямолинейным и грубым» [14]. Иногда даже косвенной критики действий мусульманина вполне достаточно для того, чтобы он осознал свои ошибки.

При контакте с мусульманами, по мнению опрошенных респондентов, иногда создается обманчивое впечатление, что они общительны и открыты. Но, как показало интервьюирование оперативных сотрудников, это лишь обычная приветливость и часть восточного этикета, складывавшегося веками. Исходя из этого оперативному сотруднику целесообразно показать знание некоторых национальных особенностей жизни мусульман.

Так, более чем в 20% случаев на исследуемой нами территории оперуполномоченные начинали опрос данных граждан с разговора о том, что в Коране и иных религиозных источниках неоднократно можно обнаружить упоминание о предоставлении интересующей информации, используемой при достижении определенных целей как самим пророком и его сторонниками, так и их противниками. Наиболее удачными, по мнению респондентов, служат следующие примеры: 1) пророк Мухаммед отправил верного мусульманина и своего родственника Хошимита Мусаба ибн Умайра обучать новообращенных чтению и пониманию Корана. В задачу Мусаба, кроме того, входило: ознакомление на месте с настроениями в оазисе, выяснение, насколько реальна перспектива переселения туда всех мекканских мусульман. Обо всем этом он должен был доложить Мухаммеду; 2) во времена пророка его сторонниками также осуществлялась инициативная работа по сбору информации с использованием разведывательных приемов и методов. В частности, вышесказанное может подтвердить деятельность специального отряда разведчиков во времена битвы у Бадра. Руководителем отряда был двоюродный брат Мухаммеда —Али. Отряд занимался сбором информации и сведений о силах противника, маршрутах передвижения. Также при сборе информации и сведений мусульманские разведчики захватывали пленных в целях дальнейшего их допроса.

Для лучшего взаимодействия с мусульманином беседа с ним должна быть убедительной, простой, доступной пониманию. Необходимо тщательно взвешивать каждое слово, чтобы собеседник не усмотрел в нем оскорбительного смысла, намека, оттенка. Например, слово «помощь» следует употреблять как можно реже, заменив его словами «содействие», «поддержка».

Следующим, наиболее важным этапом после установления психологического контакта является непосредственно сама беседа, которая должна быть тщательно спланированной, что отметили 67,1% респондентов. Необходимо вникнуть в сложные ситуации, о которых может повествовать иностранец, подчеркивая свою заинтересованность в решении его проблем [15].

При проведении непосредственно опроса оперативный сотрудник должен неизменно сохранять невозмутимость тона и быть сдержанным. Лучше избегать возражений и особенно споров, чреватых перерасти в банальную перебранку. Недопустимы элементы панибратства, фамильярности и непочтительности. Если опрашиваемый скроет какой-либо факт, известный оперуполномоченному, то ему не следует укорять и стыдить его. Лучше терпеливо выслушать и вместе с ним проанализировать возможные причины такого поведения, наметить пути их устранения. Он должен понять, что уклонение от ответа на вопрос или обман подорвут его престиж и авторитет перед оперативным сотрудником.

3. При подведении результатов опроса необходимо помнить про специфические обстоятельства, влияющие на результаты данного мероприятия. Так, у китайцев, вьетнамцев и корейцев к таким особенностям могут быть отнесены следующие:

а) склонность данных лиц к преувеличениям и субъективному подходу к различным событиям. Это надо учитывать и при оценке получаемой информации;

б) с лицами, предоставившими значимую информацию при опросе, особое внимание следует уделять соблюдению принципа конспирации при реализации полученных сведений. Указанное обстоятельство особенно актуально в связи с активно проводимой контрразведывательной работой их соотечественниками, совершающими преступления на территории России. В связи с чем, по мнению С. Абдылбае, существует опасность физического устранения фигуранта опроса [16]. Это же является и основным препятствием, по нашему мнению, для продуктивного опроса указанных лиц, поэтому требует создания серьезных мотивировок и стимулов и др.

У мусульман к особенностям опроса при подведении его итогов нами отнесены:

а) при получении информации необходимо досконально проверить полученные сведения. Это связано в первую очередь с тем, что, как правило, мусульмане, считая себя хитрыми людьми, по своей инициативе не рассказывают (если им это не выгодно) окружающим о компрометирующих их или их знакомых поступках;

б) для сохранения и развития контакта с мусульманином нужно не только брать в расчет получаемые объектом личные выгоды, но и обосновывать правомерность его продолжения положениями исламского законодательства и др.

В заключение отметим, что рассмотренные психологические особенности опроса иностранных граждан не являются исчерпывающими, они могут дополняться и изменяться в зависимости от конкретной оперативной ситуации на основе всестороннего изучения личных качеств каждого опрашиваемого. В то же время использование рассмотренных особенностей данных лиц должно предваряться тщательной подготовкой к проведению опроса, определением возможных сценариев развития событий при опросе и т. д. При соблюдении описанных условий оперативно-розыскное мероприятие «Опрос», проводимое в отношении иностранных граждан, принесет желаемый результат.



[1] Выступление руководителя Федеральной миграционной службы К. Ромодановского // http: // www.prime-tass.ru. 2010. 24 окт.

[2] СобольниковВ. В. Проблемы предупреждения миграционной преступности: монография. Новосибирск, 2006. С. 15.

[3] Более подробно см.: Обзор о состоянии борьбы с преступностью, связанной с иностранными гражданами, в 2008 году и мерах по повышению ее эффективности. № 6/2168 от 16 марта 2009 г. С. 4.

[4] Семенов А. К. Психологические основы в подготовке и тактике разведывательного опроса несовершеннолетних // Предупреждение и раскрытие преступлений. Омск, 1968. С. 12.

[5] Погонина Е.А. Оперативно-розыскная психология: курс лекций. Белгород, 2005. С. 87.

[6] Состояние преступности в Сибирском федеральном округе за 2010 г. М., 2011. С. 38; Состояние преступности в Дальневосточном федеральном округе за 2010 г. М., 2011. С. 37.

[7] Асмолов А. Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа. М., 2001. С. 23.

[8] Пономаренко В. А. Этносоциальная характеристика обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам. Саратов, 2005. С. 36.

[9] ГнатенкоП. И. Национальный характер. Киев, 1984. С. 41.

[10] АлексеевМ.Ю. Особенности национального поведения. М., 2001. С. 11.

[11] Важно донести до опрашиваемого, что совместное проживание лиц, придерживающихся различных религиозных взглядов, вырабатывает у русских людей понимание и уважительное отношение к другой вере и верующим, а главное — терпимость во взаимоотношениях друг с другом.

[12] Ларичев В. Д., Борин Б. В. Привлечение лиц к конфиденциальному сотрудничеству с подразделениями экономической безопасности МВД России (практика деятельности и проблемы) // Проблемы расстановки и использования спецаппарата с учетом наиболее опасных форм преступности. М., 2006. С. 47.

[13] Серова И. И. Культура межнационального общения. М., 1989. С. 43.

[14] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. С. 76.

[15] ДьяченкоИ.М. Психологические особенности оперативной разработки организованных преступных сообществ // Проблемы оперативно-розыскной психологии. Киев, 1991. С. 59.

[16] Абдылбае С. Организованная преступность Востока. Часть II. М., 2006. С. 3.